Контроллеры ККТ-61, ККТ-62, ККТ-63. Конструкция и технические данные контроллеров ККТ.
Для управления электродвигателями крановых механизмов применяются контроллеры двух серий; ККТ-60 на переменном токе и КВ 100 на постоянном токе. Габаритные размеры контроллеров ККТ-60. Контроллеры изготовляются в защищенных корпусах с крышками и степенью защиты от внешней среды IP44. В корпусе размещается кулачковый барабан - вал на двух шариковых подшипниках с набором из шести пластмассовых кулачковых шайб, имеющих определенный профиль, соответствующий заданной диаграмме замыканий контактов.
Принцип действия кулачковых контроллеров ККТ следующий:
Коммутационный элемент, представляющий собой двуплечий рычаг с опорой оси, несет на одной своей стороне подвижный контакт с узлом притирания и обеспечения контактного давления, а на другой стороне рычага расположен ролик; в районе ролика рычаг подперт включающей пружиной. Эта пружина поворачивает рычаг до полного замыкания подвижного и неподвижного контактов элемента. Таким образом, при отсутствии контакта между кулачковым барабаном и контактными элементами все контакты контроллера замкнуты. При этом давление на контакты обеспечивается контактной пружиной, усилие которой несколько меньше усилия включающей пружины. Если изоляционная кулачковая шайба выступающим профилем давит на ролик рычага контактного элемента, происходит принудительное размыкание контактов. Таким образом, определенный порядок замыкания и размыкания контактов определяется профилем шайб кулачкового барабана. Поворот барабана контроллеров ККТ-60 осуществляется рукояткой.
В кулачковых контроллерах узлами, ограничивающими уровень механической износостойкости, являются гибкие соединения подвижных контактов, оси контактных рычагов, ролики кулачков и поверхности кулачковых шайб. Путем оптимального подбора свойств материалов, усилий и размеров элементов можно получить механическую износостойкость контроллеров. Уровень коммутационной износостойкости целиком зависит от коммутируемого тока.
Контроллеры ККТ-60 имеют номинальный ток 63 А при режиме работы ПВ — 100 %, но их коммутационная способность невысока, что и накладывает значительные ограничения на возможности использования контроллеров в тяжелых условиях коммутации. Номинальное напряжение контроллеров переменного тока 380 В, 50 Гц. Использование контроллеров при напряжении выше 440 В, 60 Гц недопустимо по соображениям электробезопасности. Ввод кабелей и проводов в контроллеры рекомендуется осуществлять в трубе.
Контроллеры переменного тока предназначаются для управления крановыми электродвигателями с фазным ротором, а также короткозамкнутыми односкоростными двигателями небольшой мощности. Контроллеры имеют шесть исполнений по диаграммам замыкания контактов.
Первое исполнение контроллеров ККТ — контроллер ККТ-61 — предназначается для управления электродвигателями с фазным ротором при коммутации в цепях обмоток статора и ротора. Он имеет симметричную схему включения контактов для обоих направлений движения и служит для управления приводами подъема небольшой мощности, а также для однодвигательных приводов передвижения. Возможное регулирование частоты вращения неустойчивое до 1:3.
Второе исполнение контроллеров ККТ — контроллер ККТ68А — предназначается для управления электродвигателями с фазным ротором при коммутации резисторов в роторных цепях. Кроме того, этот контроллер управляет катушками контакторного реверсора ТР160, коммутирующего цепи обмоток статора, схема замыкания контактов симметричная. Контроллер служит для управления приводами подъема, не требующими регулирования скорости. Возможное неустойчивое регулирование частоты вращения около 1 : 2.
Третье исполнение контроллеров ККТ — контроллер ККТ62А — предназначается для управления двумя электродвигателями с фазным ротором при коммутации роторных цепей этих двигателей. Он имеет симметричную схему замыкания контактов и служит для управления приводами передвижения. Возможное неустойчивое регулирование частоты вращения до 1:3. Контроллер ККТ управляет также катушками контакторного реверсора ТР60 или ТР160, коммутирующего цепи обмоток статоров обоих двигателей.
Четвертое исполнение контроллеров ККТ — контроллер ККТ65А — предназначается для коммутации цепей ротора и статора крановых электродвигателей механизмов подъема и используется в схемах с динамическим торможением способом самовозбуждения. При этом цепи постоянного тока коммутируются контакторами панели ТРД-160. Контроллер ККТ имеет несимметричную схему замыкания контактов и на положениях спуска обеспечивает устойчивое регулирование частоты вращения до 1:7.
Пятое исполнение контроллера ККТ — контроллер ККТ63А — предназначается для коммутации обмоток статора небольших короткозамкнутых электродвигателей механизмов подъема без регулирования скорости. Он имеет симметричную схему замыкания контактов.
Шестое исполнение контроллеров ККТ — контроллер ККТ66А — предназначается для коммутации обмоток и резисторов в цепях статоров короткозамкнутых электродвигателей механизмов передвижения. Он обеспечивает регулирование пускового момента электродвигателей в диапазоне от расчетного до 30 % расчетного и имеет симметричную схему включения контактов.
Условия использования контроллеров ККТ в электроприводах крановых механизмов приведены в таблице. При выборе контроллеров следует руководствоваться рекомендациями таблицы и не превышать указанных там мощностей используемых двигателей. В этом случае контроллеры будут работать надежно и безотказно.
Условия использования силовых кулачковых контроллеров